Нарушение речи у детей — это отклонения в нормальном речевом развитии, которые могут проявляться в различных формах и оказывать влияние на общение, способность к обучению и социальное взаимодействие. Эти нарушения могут возникать по разнообразным причинам и могут касаться как отдельных звуков, так и более сложных компонентов речи, таких как грамматика и лексика.
Виды нарушений речи у детей
- Дизартрия— нарушение артикуляции, связанное с двигательными нарушениями речевых органов (языка, губ, гортани). Дети с дизартрией могут произносить звуки нечетко или искаженно. Причины могут включать неврологические расстройства или травмы.
- Задержка речевого развития — состояние, при котором ребенок не достигает ожидаемых речевых навыков в рамках определенного возраста. Например, он может начать говорить позже своих сверстников или использовать ограниченный словарный запас.
- Фонетические нарушения— связаны с неправильным произношением звуков (например, замена, искажение или пропуск звуков). Это может проявляться в детских «когнитивных» скажем, замена «р» на «л» (например, «лук» вместо «рук»).
- Логомахия (или течеология)- расстройство, при котором ребенок испытывает трудности с организацией и планированием речевого потока. Это может выражаться в том, что ребенок перестает говорить в середине предложения или использует ненужные слова и фразы.
- Афазия— сложное расстройство, которое затрагивает способность понимать и производить речь. Обычно наблюдается после неврологических травм или заболеваний, таких как инсульт, что делает его относительно редким у маленьких детей.
- Приобретенные нарушения речи — могут возникать на фоне различных факторов, таких как слуховые нарушения, травмы или заболевания.